к разделу "Русский язык и литература"
Словообразование прилагательных с помощью приставок
Ролдугина О.Н., МОУ гимназия №1 г. Липецка
Русский язык, 6 класс
Учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, учебники
В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория. 5-9 классы», «Русский язык. Практика. 6 класс» под редакцией
Г.К. Лидман-Орловой, «Русская речь. Развитие речи. 6 класс»
Е.И. Никитиной.
Тема урока: «Словообразование прилагательных с помощью приставок».
Цели:
1) освоить способ образования имен прилагательных с помощью приставок;
2) повторить значение и правописание приставок;
3) усвоить правила написания не с прилагательными;
4) повторить пройденный материал о прилагательном.
5) закрепить навыки работы учащихся с текстом;
6) развивать любознательность и творческие способности учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Орфоэпическая разминка.
Генезис, красивее, дефис, жалюзи, августовский, бочковый, кухонный, столяр, оптовый, зубчатый, иссиня-черный, камбала, углубить, экспертный, ходатайствовать, языковое чутье, языковая колбаса.
- Назовите имена прилагательные из предложенных на доске слов. Дайте общую характеристику имени прилагательного как части речи.
4. Работа над орфограммой «Слитное и раздельное написание не с прилагательными».
Его (не)ряшливый вид каждый раз шокировал окружающих. Совершил (не)красивый поступок. (Не) забудка – цветок любви. Там протекала (не)глубокая речонка. (Не)навистный враг отступил. (Не)сметные, (не)истощимые богатства. В ущелье шумел (не)широкий, а совсем узенький водопадик. Связь между нашими странами остается (не)разрывной.
Мы добились (не)виданных успехов. (Не)объятны, (не)обозримы наши поля и луга. Шли домой (не)настным вечером. Местность была (не)знакомая. Кругом росли (не)высокие деревца. За лесом мы увидели (не)большой, а маленький дом. Слышалась (не)громкая, а тихая, задушевная музыка. Перед туристами были (не)высокие (не)приступные горы, а (не)большие холмы с (не)приметной, (не)взрачной растительностью.
5. Самостоятельная работа.
Повторение суффиксов прилагательных.
Выполнение упр. 376
6. Запишите словосочетания в два столбика: с буквой з и с буквой с в приставках.
Бе…платный ремонт, бе…почвенное решение, бе…вкусная пища, бе..граничная благодарность, ра…читывать на внимание, принять в ра…чет, раздельное питание, раззадорить спорщиков.
7. Комментированное выполнение упр. №374.
8. Объясните, на основе какого лексического приема построены эти пословицы?
Маленькое дело лучше большого безделья. Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя – глаза продирает. Корень учения горек, да плод его сладок. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
Домашнее задание: параграф 98-106, правописание приставок пре-, при-; повторить изобразительно-выразительные средства, упр.358.
к началу статьи
|